Психологический характер организации

harakter

Психологический характер организации

harakterДаже человек, очень далекий от психологии, может дать определение термина «характер». Каждый человек обладает каким-то характером. Даже тот, про кого говорят, что он бесхарактерный, все равно обладает характером, который выражается в мягкости и уступчивости. Характер – это устойчивая черта личности, которая проявляется в поведении и в отношениях с другими. Так как характер проявляется в отношениях с другими, то в беседе мы можем определить характер собеседника и понять, чего от него можно ожидать. Существует множество классификаций характеров, мне же симпатична классификация, принятая в транзактном анализе:

Параноид, Шизоид, Истероид, Пассивно-агрессивный, Навязчиво-принудительный, Асоциальный.

Всего шесть типов, при этом каждый человек обладает как минимум двумя из перечисленных. Один тип помогает выжить, а второй - получить одобрение от других.

Параноид – подозрительный, все проверит дважды. Не доверяет другим, считает их опасными. Достигает успеха в карьере. Должен быть лучшим.

Шизоид – замкнутый, исполнительный, услужливый. Редко бывает руководителем, но является отличным исполнителем.

Истероид – взрывной, бурлит идеями, обожает внимание, легко сходится с людьми.

Пассивно–агрессивный – выражает свое несогласие пассивным методом, через шутки, комментарии, тяжело решает проблему выбора между двумя равными возможностями. Не идет на открытый конфликт.

Навязчиво–принудительный – педант, у которого должно все лежать на своем месте и все быть строго по закону.

Асоциальный – живет не по правилам. Сильный дух соперничества. С легкостью нарушает законы и договоренности, если это ему выгодно. Это творческий, активный и стремящийся к развитию человек.

Как и индивидуум, любая организация имеет свой психологический характер. При этом его тип зависит от типа характера основного лица, принимающего решения в данной организации (ЛПР). Как правило, это учредитель или генеральный директор. Если у Вас нет возможности лично поговорить с ЛПР и определить его тип, то для определения психологического характера организации Вам необходимо посмотреть на неё всю целиком, как бы сверху, не оценивая индивидуальности, а оценивая ее как одно неделимое целое. Тогда, так же как и у человека, Вы сможете увидеть ее характер. Понять, чего можно ждать от этой организации, и стоит ли иметь с ней дело. Будет контракт соблюдаться до запятой, если это компания – навязчиво-принудительная, или договор будет всячески игнорироваться, если это компания – асоциал.

Наблюдайте, анализируйте, выбирайте!

No Comments