Организационная идентичность: Сотрудник и организация

Организационная идентичность: Сотрудник и организация

Организационная идентичность: Сотрудник и организация

С проблемой организационной идентичности или тождества сотрудника и организации сталкивается каждый менеджер, решая вопрос о выстраивании карьеры сотрудника, его адаптации, обучении, а так же о сплочении коллектива, регулировании «текучести» кадров. Суть проблемы состоит в организационном доверии, а так же рентабельности вложений в персонал. Буквально, управленцам приходят в голову следующие мысли: «Не «сольет» ли сотрудник базу данных конкурентам?», «Стоит ли направлять сотрудника на обучение, после которого, вероятно, он уйдет в другую компанию?», «Как сделать так, чтобы цели бизнеса совпадали с целями персонала?» и другие.

Проблема организационной идентичности, являясь проблемой менеджмента, по сути, психологическая. Понятие идентичность определено и описано известным психоаналитиком Э.Эриксоном как конфигурация, которая объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные психологические защиты и постоянные роли. В контексте организации идентичность рассматривается как принятие сотрудником своей принадлежности компании и удовлетворенность ею в результате понимания, интерпретации организационных ценностей и соотнесения с собственной ценностно - смысловой иерархией. Идентификация специалиста с организацией – длительный процесс, складывающийся под влиянием имиджа организации, организационной культуры, должностных требований и возможностей, а также его исходных установок и ожиданий (в том числе неосознаваемых), его отношений с самим собой и другими. Таким образом, руководителю, отвечая на вопросы «Привержен ли сотрудник организации?» и «Можно ли ему доверять?» необходимо полагаться на знание специалиста не только со стороны, не только с точки зрения предпринятых мер по формированию идентичности, и даже не только по результатам деятельности, но и изнутри, с его субъективной позиции.

Следовательно, для понимания того, достиг ли конкретный сотрудник или коллектив организационной идентичности требуется психологическая диагностика, включающая изучение состояния идентичности и ее детерминант с возможностью эффективного управления.

No Comments